Реабилитация ребенка после инсульта
Инсульт – нарушение мозгового кровообращения вследствие закупорки сосуда (ишемический инсульт) или разрыва сосуда (геморрагический инсульт). Последствия инсульта зависят от места и степени тяжести нарушения мозгового кровообращения (НМК).
Инсульты в детском возрасте могут возникать вследствие нарушения обменных процессов в организме, черепно-мозговых травм, онкологических и токсических заболеваний, аномалий строения сосудов, осложнений при беременности и родах и ряда других причин.
Симптоматика
Симптоматика последствий инсультов в детском возрасте более обширна и разнообразна, чем у взрослых. Перенеся инсульт внутриутробно или в период раннего детского возраста, ребенок, в ряде случаев, может не демонстрировать выраженных симптомов, говорящих о наличии серьезного заболевания. В качестве симптомов инсульта в первые месяцы жизни могут выступать нарушения сна и аппетита, снижение двигательной активности, эпизоды судорог, задержки в развитии. Иногда симптомы проявляются не сразу, через определенный промежуток времени. Это связано с тем, что большинство функций психики и моторики в раннем возрасте еще не развиты и выраженных нарушений на фоне не сформированных функций разглядеть не удается.
В более взрослом возрасте, после НМК у ребенка могут нарушиться двигательные функции, появиться нарушения речи и внимания, эпизоды «необычного» неадекватного поведения, вялость, параличи конечностей.
Само по себе нарушение мозгового кровообращения является серьезным заболеванием и, не зависимо от возраста, требует своевременной медицинской диагностики и лечения в условиях неврологического стационара.
Последствия
По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:
- ОНР 1 уровня — отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
- ОНР 2 уровня — начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
- ОНР 3 уровня — появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
- ОНР 4 уровня — речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.
Диагностика и лечение
Диагностикой состояния ребенка, перенесшего инсульт, и составлением программы лечения занимаются такие врачи, как: невролог, кардиолог и педиатр. При диагностике используются аппаратные методы исследования – МРТ, КТ, ЭЭГ, УЗДГ, ЭКГ.
Диагностикой состояния высших психических функций и последующим развивающим обучением занимаются нейропсихолог и логопед.
Часто пациентам после инсульта необходимо прохождение курса массажа, остеопатического лечения, транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) и ряда других реабилитационных процедур.